К.Н. Кондратьев
Некоторые термины и связанные с ними мысли относительно возможности личного бессмертия
Личность. «Термин используется для обозначения сознательного субъекта в полноте его строения» (С.П. Семёнов, «Аутентизм» Глава VI, СПб., 1998, стр.103).
Субъект. «Данный термин используется главным образом для обозначения индивида как постигающего волителя... (волитель <старорусск.> - изъявитель воли). Дополнительный важный смысл связан с переживанием индивидом непрерывности собственного существования и активности себя как нерасчленённого целого... Стоит ещё раз отметить, что в широком контексте понятие субъект совпадает с понятиями психея, душа... и что субъект всегда находится в одном из возможных для него состояний».
Сознание. «Часть психики (субъекта), как бытие-для-себя актуального знания» (там же, стр. 100).
«Индивид (от лат. individuum - неделимое ) - самостоятельно существующий организм, особь; отдельный человек, личность» (С.П. Семёнов, «ГОР. Система психофизической саморегуляции в ключе аутентикации», СПб., 2002, стр. ).
Humanus Spiritualis (Человек Духовный) - «Согласно современному идеалистическому
миропониманию Универсум – это продолжающееся Творение, в котором творящий
Субъект устремлён к абсолютной уникальности. Восхождение к ней означает
возрастание свободы: если в начале Творения для возникновения новых реалий было
достаточно простого сочетания исходных элементов, то уже ни компьютер, ни
самолёт не могут возникнуть иначе как посредством свободного волителя –
человека-творца. При этом в качестве такового человек выступает не как
биологический индивид, а как творческая личность, являющаяся плодом восприятия
культуры, знаний, то есть фактически, как субъект исторического множества
индивидов. В то же время биологическая смерть уже сейчас стала досадным
ограничителем индивидуального опыта, знаний, а, значит, и творчества... Так что
в направлении человека явно заостряется историческая потребность в существе,
способном опираться на опыт многих житий, полезный для дальнейшего Творения… –
Современное представление о жизни не допускает биологического бессмертия индивидов,
хотя может статься, что оно не исключено. В то же время довольно ясно, что
организация Универсума не только допускает, но даже предполагает возможность
духовно-психологического бессмертия... Грядёт Humanus Spiritualis – человек,
творческая способность которого не ограничена пространством-временем одной
инкарнации – духовно-психологически бессмертный человек…» (С.П. Семёнов)
Исходя из изложенных выше основополагающих определений, только личное, или индивидуальное бессмертие представляется бессмертием истинным и полным, т.е. бессмертием человека как целостного - неразделимого, неповторимого, активного сплава души и тела.
Наивные люди полагают, что, если ировать человеческое тело, то этого для бессмертия и достаточно. Да, клонирование - необходимое, но вовсе не достаточное условие личного бессмертия. Если дублировать только тело человека и не заботиться специально о воспроизводстве его особого духовно-психологического строя и опыта(!), то этот новый человек будет иметь, естественно, иной душевный склад, и никакого межличностного преемства или, как мы говорим, межперсональной идентификации просто не произойдёт. А без такой - межсубъектной идентификации мы получим как бы брата (или сестру) - близнеца, но отнюдь не двойника, повторяющего основные черты строения прототипа в степени, позволяющей констатировать их личностную идентичность. А ведь сходство должно быть достаточно полным, т.е. таким, чтобы двойник и прототип чувствовали и думали настолько подобно, что могли ощущать себя "друг другом", т.е. одним и тем же человеком. Только в таком случае двойник после гибели или естественной (от старости) смерти прототипа сможет сказать: "Нет, я как личность не умер. Ушло в прошлое только одно из моих я, связанное с моим прошлым существованием. Итак, я прошёл лишь небольшой участок бесконечного пути. Впереди у меня бесценная возможность совершенствоваться - много жизней, и каждую из них я должен прожить не хуже, а лучше - плодотворнее предыдущей". - Такая, новая философия должна с неизбежностью породить и совершенно новую этику бытия - своеобразный "Кодекс бессмертия", в котором широко распространённой, к сожалению, ныне морали "После меня - хоть потоп..." просто не будет места.